старший воспитатель МАДОУ МО г. Краснодар "Детский сад "Сказка", структурное подразделение №152

конспект НОД 2011 год

 Занятие по развитию речи детей

Тема: «Экологическая сказка».

 

Задачи:

. Продолжать формировать у детей умение отвечать на вопросы, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.

• Развивать у детей умение использовать элементы образной речи: сравнения, эпитеты.

• Упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе и падеже.

• Обобщать и систематизировать знания детей о жизнедеятельности растений и животных, углублять представления детей о сезонных изменениях в природе.

• Воспитывать бережное отношение к животным и растениям _

• Воспитывать эстетическое отношение к окружающей действительности.

Оборудование:

конверт с письмом; карточки для проведения дидактических игр и для составления коллективного рассказа, отражающие изменения, происходящие в природном окружении весной; плоскостное изображение березы; аудиозапись «Голоса птиц»; круг с лентами; плоскостное изображение солнца по количеству детей.

Структура занятия:

1. Получение письма от волшебника

2. Сочинение продолжения сказки

3. Игра «Сравни и назови».

4. Упражнение на релаксацию «Самомасаж».

5. Игра «Хорошо - плохо».

6. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой

7. Итоговое коллективное составление рассказа по опорным картинкам

8. Словесная игра «За что я люблю весну»

9. Сюрпризный момент «Солнышко в подарок


Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня утром у двери в нашу группу я обнаружила конверт с надписью Детям подготовительной группы. Наверное, оно пришло то волшебника. Я решила дождаться вас и посмотреть, что за письмо к нам пришло. Давайте его вместе откроем и прочтем. А еще на конверте есть надпись - «Сказка». Хотите узнать, что за сказка там спряталась? (Ответы детей).

Дети с воспитателем садятся па ковер и читают письмо.

Воспитатель: «Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца - Зима, три месяца - Весна, три месяца - Лето и три месяца - Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтоб хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод!»

Воспитатель: «Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но в конверте лежат еще карточки, на которых нарисованы лампочка, костер и солнце. Как выдумаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? (Ответы детей — «Солнце» Если дети дают неправильный ответ, то воспитатель помогает им с помощью наводящих вопросов).

Воспитатель: «Действительно, Солнце - самое большое и доброе чудо. А еще оно какое?

Проводиться игра «Сравни и назови», в ходе которой воспитатель начинает фразу, а дети должны ее закончить.

— Солнце желтое, как... (одуванчик).

—- Солнце круглое, как... (мячик).

— Солнце ласковое, как... (бабушка, мама).

— Солнце румяное, как... (блинчик).

Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, сказка закончилась? (Ответы детей). Конечно, нет!

Как же Солнце помогло Весне? Что оно сделало, чтобы мир снова расцвел яркими красками? Давайте вспомним все признаки и приметы весны.

Ответы детей:

— Солнце стало ярче и теплее, стало пригревать.

— Начал таять снег.

— Потекли ручьи.

— Зазвенела капель.

Воспитатель: «А что ещё?».

Ответы детей:

— Вода напоила землю.

— На деревьях набухли почки, стали появляться листочки.

Воспитатель выставляет карточки с изображением, первых цветов.

Воспитатель: «Но еще раньше, чем появились листочки, появились из-под снега первые цветы:

-подснежники, крокусы, мать-и-мачеха.

— А потом уже зазеленела молодая трава, и появились листья на деревьях.

У нас под березой тоже появились первые цветы на проталине».

Воспитатель выставляет изображение березы весной и с помощью детей закрепляет карточки с изображением цветов под изображением березы.

Воспитатель: «А сейчас я приглашаю вас на лужайку - на зеленую травку».

Выполняется упражнение на релаксацию «Самомасаж». Дети садятся по кругу друг за другом и на спине впереди сидящего делают упражнения.

Воспитатель: «А что же еще произошло весной? Появились насекомые. Какие?

— Гусеницы.

— Жуки

-— Муравьи

— Мухи

Воспитатель: «А как вы думаете, кто этому обрадовался?».

Ответы детей: «Птицы».

Звучит аудиозапись «Голоса птиц».

Воспитатель: «Закройте, пожалуйста, глаза и послушайте. Что вы слышите?» («Птичье пение»).

Проводиться игра «Хорошо - плохо».

Воспитатель: «А вы знаете, как называются птицы, которые осенью улетают, а весной возвращаются? (« Перелетные») Скажите, а что хорошего, что птицы осенью улетают от нас?»

Ответы детей:

— Зимой в наших краях холодно, птицам негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло.

— Зимой у нас птицам голодно, нечем питаться, потому что насекомые зимой 1 в теплых странах бодрствуют круглый год.

Воспитатель: «А что Хорошего, в том, что птицы улетают от нас?

Ответы детей:

—- Мы не видим птиц, не слышим их пения.

— Многие перелетные птицы погибают в пути, не выдерживают трудной дороги.

Воспитатель прикрепляет карточки с изображением перелетных птиц к изображению березы.

Воспитатель: «Посмотрите, на нашей березе сидят птицы? Каких перелетных птиц вы знаете?»

Ответы детей:

— Скворец.

— Жаворонок.

— Грач.

— Иволга.

— Трясогузка.

— Соловей.

Воспитатель: «А чем занимаются птицы, когда возвращаются домой? («Строят гнезда») Давайте поможем птичке построить гнездо.

Проводиться дыхательная гимнастика Л.Н. Стрельниковой.

— «Ладошки»

— «Погончики»

- «Насос»

Воспитатель выставляет под березой карточку с изображением зайца после линьки.

Воспитатель: «Как меняется внешний вид диких животных с

наступлением весны?

Ответы детей:

—- Животные линяют: меняют теплый пушистый мех на более легкий и редкий

— Некоторые животные меняют окраску: лиса, заяц и белка стали серыми.

Воспитатель выставляет карточки с изображением цветущих кустарников и деревьев: черемуха, яблоня, вишня, сирень, ольха и т. д.

Воспитатель: «А что происходит с деревьями и кустарниками к концу весны?» («Зацветают деревья и кустарники»).

Ну, вот мы и разложили все карточки по порядку. И сейчас все вместе продолжим сказку «Как солнце весне помогало».

Каждый ребенок говорит по одному предложению, используя опорные картинки.

Ответы детей:

— Солнце греет ярче, чем зимой. Тает снег, с крыш свисают сосульки, звенит капель. Бегут веселые ручейки. Почки деревьев набухают и лопаются, появляются листочки. На проталинах распускаются первые весенние цветы. Появляются насекомые. С юга возвращаются перелетные птицы. Они проверяют старые гнезда, строят новые. Птицы откладывают яйца, чтобы вывести птенцов. Звери линяют - меняют густой пушистый мех на более легкий, редкий. Меняется и цвет меха. Зацветают деревья.

Воспитатель: «Так в чем же главная причина того, что за зимой обязательно приходит весна?» («Солнце поднимается выше, светит ярче и сильнее»).

Затем воспитатель приглашает детей пройти на лужайку и сесть в кружок.

Воспитатель: «Скажите, вы любите весну?» (Ответы детей) Сейчас каждый из вас будет говорить, за что он любит весну и вытягивать ленту из круга, лежащего на полу.

Дети произносят по предложению (Например: «Я люблю весну за веселую, звонкую капель» и т.д.) и вытягивают ленту.

Воспитатель: «Посмотрите, что у нас получилось? («Солнце») А вы - его

добрые, умные лучики, от которых всем тепло и радостно».

Воспитатель вынимает из конверта бумажные солнышки и раздает и раздает им в благодарность от волшебника за то, что они помогли Весне победить холод.

16 марта 2016 в 10:26

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.